Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания

Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания.

Проблемы пациентов. Пути решения. Методы диагностики.

Проблемы пациентов, наиболее часто встречаемые при заболевании органов дыхания:

ü Кашель с мокротой;

ü Боль в грудной клетке;

Методы диагностики:

Ø Рентгенография органов грудной клетки;

Ø Функция внешнего дыхания;

Ø Компьютерная томография;

Ø Магнитно-резонансная томография.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите проблемы пациентов.

2. Составьте план ухода за пациентом, с жалобами на одышку, сухой кашель, кашель с мокротой, боль в грудной клетке, лихорадку.

3. Перечислите методы обследования пациента с заболеваниями органов дыхания.

Бронхиты. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения и ухода.

Бронхит – воспаление бронхов – заболевание, которое по частоте занимает первое место среди заболеваний органов дыхания. Бронхитом страдают преимущественно дети и лица пожилого возраста. Мужчины чаще, чем женщины.

Острый бронхит

Острый бронхит – острое воспаление слизистой оболочки бронхов.

Причины:

— инфекционные агенты (вирусы, бактерии);

— раздражение слизистой бронхов химическими веществами (пары щелочей, кислот, газов, никотин);

— вдыхание холодного или горячего воздуха.

Способствующие факторы:

— инфекции верхних дыхательных путей и пазух носа;

— нарушение носового дыхания;

— ослабление реактивности организма в результате перенесенных заболеваний, операций или нерационального, бедного витаминами и белками питания.

Жалобы:

— общая слабость, недомогание;

— повышение температуры тела чаще до субфебрильных цифр;

— сухой болезненный кашель;

— на 2-3 день появляется выделение мокроты слизисто-гнойного характера;

— боль за грудиной, возникающая при кашле;

— одышка при физической нагрузке.

При объективном исследовании:

При аускультации, проводимой врачом: выслушиваются жесткое дыхание, сухие рассеянные хрипы.

Лабораторные и инструментальные методы исследования:

Клинический анализ крови — выявляется незначительный лейкоцитоз и увеличение СОЭ.

Общий анализ мокроты— повышение количества лейкоцитов.

Посев мокроты на микрофлору– определение возбудителя заболевания и его чувствительность к антибиотикам.

Рентгенологическое исследование иногда выявляет усиление легочного рисунка в прикорневой зоне.

Лечениеострого бронхита осуществляется в амбулаторных условиях. В домашних условиях необходимо создать комфортные условия в помещении:

— частое проветривание, увлажнение воздуха, запрещение курения, исключить применение химических веществ (краски, лаки, аэрозоли и др.);

— назначение обильного теплого питья (чай из липового цвета, чай с малиновым вареньем, мёдом, щелочные, минеральные воды, тёплое молоко), полоскания с раствором бикарбоната натрия, настоями травы шалфея, цветов ромашки.

— сульфаниламиды по схеме (бисептол, бактрим, сульфадиметоксин и др.);

— антибиотики (при гнойном бронхите): ампициллин, ампиокс, эритромицин и др.);

— при сухом кашле — противокашлевые и успокаивающие средства: либексин, глаувент;

— для расширения бронхов и улучшения дыхательной проходимости – бронхолитики: эуфиллин (0,15) 3 раза в день, бронхолитин по 1 ст. л. 3 раза в день;

— при выделении мокроты — отхаркивающие средства;

— (мукалтин, бромгексин, термопсис, мать-мачеха, чабрец и т. д.);

— витамины (аскорбиновая кислота).

Ингаляции отваров трав: зверобоя, цветов ромашки, листьев эвкалипта.

Отвлекающая терапия: чередование горчичников и банок на грудную клетку, теплые горчичные ножные ванны.

Наблюдение: за температурой тела, частотой дыхательных движений, характером мокроты.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие причины и факторы способствуют развитию острого бронхита?

2. Перечислите основные проявления острого бронхита.

3. Каковы основные принципы лечения острого бронхита?

4. В чем состоит профилактика острого бронхита?

Хронический бронхит

Хронический бронхит– длительно протекающее диффузное воспаление слизистой оболочки бронхов, захватывающее более глубокие слои стенки бронха с развитием вокруг нее воспаления (перибронхита). Заболевание протекает со сменой периодов обострений и ремиссий.

Причины:

— длительное раздражение слизистой бронхов химическими веществами (курение, пыль и т. д.);

— инфекция (вирусная, бактериальная);

— переход острого бронхита в хронический (длительность острого бронхита свыше месяца или частые острые бронхиты в течение года).

Способствующие факторы:

— наличие очаговой инфекции верхних дыхательных путей;

— нарушение обмена веществ (ожирение);

— наследственная предрасположенность (дефицит фермента – антитрипсина);

Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания

Терапия любой болезни будет наиболее успешной, если доктор и медицинская сестра образуют качественный тандем. Специалист рекомендует соответствующие назначения, в то время как младший медицинский работник непосредственно участвует в их выполнении пациентом.

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания подразумевает независимое обследование, постановку сестринского диагноза, планирование и осуществление ухода за пострадавшим, а также оценку эффективности осуществляемого лечения.

Обследование

Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания начинается со сбора анамнеза пациента. Это помогает медсестре получить полную оценку о состоянии здоровья подопечного, чтобы оказать ему требуемую помощь.

На этом этапе медицинский работник заполняет сестринскую карту. Она включает в себя следующую информацию:

  • Жалобы пациента (если он находится без сознания, информацию предоставляют ближайшие родственники).

Характер, частота и интенсивность кашля; консистенция, количество мокроты; наличие болевых ощущений в грудной клетке, что становится причиной их появления (например, боль появляется при кашле или повороте туловища); кровохарканье; беспокоят ли приступы удушья; температура тела, наличие потливости и другие субъективные жалобы.

Медицинская сестра изучает историю болезни и историю жизни подопечного. Нужно узнать, когда и при каких обстоятельствах началось заболевание, сколько оно длится, имеются ли ремиссии. Также выясняются факторы риска, наличие вредных привычек, наследственная предрасположенность к заболеванию, имеются ли профессиональные вредности и аллергические реакции.

  • Независимое сестринское обследование.

Медицинская сестра должна оценить физическое и психологическое состояние пациента, его положение в постели, зафиксировать функциональные данные (пульс, ЧДД, АД, температуру тела).

Диагностика

Такая наука, как сестринское дело, подразумевает постановку диагноза медицинской сестрой. То есть, данный диагноз – это состояние пациента на период осмотра. Так медсестре будет легче планировать и осуществлять уход в дальнейшем.

Если доктор ставит «физиологический» диагноз на основании анализов, то медицинская сестра — «психологический». Она оценивает реакцию человека на своё заболевание и помогает ему выздоравливать.

Диагноз медицинской сестры отличается тем, что он может меняться даже в течение дня, если наблюдается положительная или отрицательная динамика в состоянии здоровья человека.

В уходе существуют имеющиеся и потенциальные проблемы. Преимущество будет у неотложных физических состояний (например, приступ удушья при дыхательной недостаточности или наличие лёгочного кровотечения).

В дальнейшем решаются наиболее тягостные для пациента проблемы (дискомфорт в груди, одышка, головокружение).

В последнюю очередь медсестра оказывает содействие в решении задач с низкой приоритетностью (улучшение сна, нейтрализация страха или гнева).

Планирование ухода при заболеваниях лёгких

Важным этапом сестринского вмешательства в лечебный процесс является составление плана для ухода за человеком с заболеваниями бронхолёгочной системы.

Краткосрочные цели (решаются от нескольких часов до нескольких дней):

  • физиотерапевтические процедуры, ингаляции, назначенные врачом;
  • обеспечение лекарственными средствами;
  • обучение пациента пользованию ингалятором;
  • осуществление дыхательной гимнастики;
  • регулярное измерение функциональных показателей;
  • обеспечение свежим воздухом;
  • смена нательного, постельного белья.

Долгосрочные цели, поставленные медсестрой пульмонологического отделения:

  • провести беседу для пациента и его родственников о вреде курения;
  • рассказать о том, как вести себя во время очередного приступа удушья;
  • провести психологическую беседу для помощи с адаптацией больного в социуме.

Долгосрочные цели всегда направлены на предотвращение рецидивов болезней лёгких и профилактику осложнений, а краткосрочные решают проблему пациента в конкретный момент.

Например, сестринский процесс при гнойных заболеваниях лёгких изначально будет направлен на выздоровление человека, а затем помогает ему предотвратить появление гноя в мокроте вновь.

Сестринские цели не касаются никаких врачебных назначений. Медсестра не может самостоятельно менять курс и дозировку лекарственных средств, рекомендовать пациенту физиопроцедуры. При появлении каких-либо неотложных состояний у заболевшего, медицинская сестра должна сообщать о них лечащему доктору.

Реализация плана

Реализация ранее составленного плана ухода подразумевает все действия медицинской сестры, направленные на обследование, лечение и профилактику заболеваний бронхолёгочной системы.

Вмешательства сестры бывают:

  1. Независимые. Это те действия, которые работник может принимать самостоятельно без предварительной консультации с доктором. Сюда относится измерение температуры тела, пульса, частоты дыхательных движений и других необходимых данных для контроля состояния человека.
  2. Зависимые. Данные манипуляции представляют собой непосредственные назначения лечащего врача. Медсестра должна осуществить своевременную подачу всех необходимых лекарственных средств для инъекционного, ингаляционного введения и перорального приёма.
  3. Взаимозависимые. Ими можно назвать те действия медицинской сестры, которые она осуществляет совместно с доктором во время операции. Например, когда при абсцессе лёгкого требуется удаление поражённых тканей, медсестра обеспечивает дезинфекцию и стерилизацию инструментария, а также ассистирует врачу при необходимости и контролирует функциональные показатели подопечного.

При терапии заболеваний бронхолёгочной системы у детей медицинская сестра взаимодействует не только самим ребёнком, но также с его родителями. Соответствующие беседы она проводит с взрослыми, в то время как ребёнок получает медицинскую помощь и психологическую заботу.

Ведение детей подразумевает обеспечение максимального психоэмоционального комфорта маленького пациента вдали от родных. Медсестра должна уметь успокоить малыша, отвлечь его от болезни, решить все физиологические проблемы ребёнка.

Обучение пациента пульмонологического отделения или его родственников:

Во время приступа удушья рекомендуется сохранять максимальное спокойствие, а также обеспечить доступ свежего воздуха пострадавшему. С помощью ингалятора требуется ввести лекарственные средства, которые назначил доктор. Если приступ не проходит на протяжении длительного времени, требуется обращаться в больницу.

Медицинская сестра должна оповестить пациента о вреде курения при наличии заболеваний в органах дыхания. Также необходимо рассказать человеку о том, что алкоголь снижает иммунитет и провоцирует развитие многих болезней.

  • Домашняя обстановка.

Потребуется проинформировать подопечного о необходимости своевременного увлажнения воздуха в помещении, регулярных проветриваний и проведения ежедневной влажной уборки. Лицам с бронхиальной астмой и аллергией потребуется отказаться от содержания животных. Также не рекомендуется пользоваться постельными принадлежностями на натуральном пухе, химическими средствами для уборки.

Оценка эффективности лечения

Оценка эффективности является заключительным этапом в уходе за пациентом. Медицинская сестра должна проанализировать качество оказанного лечения, а также результативность. При необходимости в план вносятся коррективы, и уход осуществляется исходя из вновь полученных данных.

Если какая-либо проблема полностью решена, о ней делается соответствующая заметка в сестринской карте с постановкой даты.

Такой подход к терапии лиц с болезнями органов дыхания является наиболее результативным и в большинстве случаев способствует полному выздоровлению пациента. Поскольку состояние здоровья человека немало зависит от его психологического комфорта, сестринское вмешательство играет важную роль наравне с приёмом лекарственных средств для устранения симптоматики.

Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых
методическая разработка на тему

Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых

Читать еще:  Дешёвые, но эффективные капли от насморка: список препаратов

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

(Обособленное подразделение № 4)

для проведения практического занятия

по ПМ. 02 МДК.02.01. Сестринский уход

при различных заболеваниях и состояниях

Сестринский процесс при заболеваниях

дыхательной системы у взрослых

на заседании ЦМК ПМ СД

Протокол № ____ от ___________ 2016

Председатель ЦМК
_________/ Ободникова М.В.

ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП № 4

от « » ______________ 201__г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502)

Заместитель директора ОУ

Семанина Е.Н., преподаватель профессиональных модулей

Методические материалы предназначены для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело по профессиональному модулю ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Методическая разработка практического занятия составлена на основе рабочей программы ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

В связи с прогрессирующим старением населения, имеющего множественность патологических процессов, возрастает потребность в квалифицированной сестринской помощи данной категории населения, которая является большей частью пациентов в лечебных учреждениях.

Методическая разработка к практическому занятию посвящается проблеме сестринского ухода за пациентами старческого возраста при патологии органов дыхания.

Актуальность данной темы практического занятия определяется многими обстоятельствами. В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых странах, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения лиц пожилого и старческого возраста. Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. В настоящее время заболеваемость у пожилых людей почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста – в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Люди пожилого возраста в 5 раз чаще, чем другие страдают хроническим бронхитом. Смертность от внебольничной пневмонии у пожилых составляет — 30% и занимает 4-е место среди причин смерти больных старше 65 лет. Продолжает расти частота заболеваемости сахарным диабетом. В данной ситуации особое значение приобретает подготовка сестринского персонала, так как именно на медицинских сестер возлагается основная нагрузка по уходу за больными.

В результате этого возникла необходимость в подготовке медицинских сестер, знающих возрастные анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, особенности течения болезней, методы исследования, лечение и уход за пациентами с целью сохранения максимально возможной самостоятельности и независимости пациента в повседневной жизни. Медицинская сестра должна уметь убедить пациента в необходимости сохранения независимого образа жизни и обучить приемам самообслуживания в пределах возможного. Специалисты сестринского дела должны уметь обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека.

Методическая разработка практического занятия для преподавателя включает материалы по методике преподавания «Проведение сестринского ухода при патологии дыхательной системы у взрослых» . Приложения включают в себя тестовый контроль знаний, задачи, рекомендации по подготовке домашнего задания, список литературы для подготовки обучающихся к занятию.

Для вовлечения всех обучающихся в процесс планирования ухода за пациентами и для освоения компетенции ОК 6. «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», индивидуальный опрос чередуется с фронтальным. Такая форма опроса может способствовать активизации опрашиваемых, вовлечения их в творческий процесс планирования, повышает инициативу, развивает опыт профессионального общения.

  • демонстрация группового решения профессиональных задач по планированию ухода за пациентами при заболеваниях органов дыхания, на основе анализа полученных знаний;
  • демонстрация работы в команде, закрепление умений межличностного профессионального общения; расширение межпредметных и внутрипредметных связей

Тема занятия: Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых.

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Форма обучения: очная.

Время занятия : 1,5 ч. (90 мин).

Форма проведения занятия: практическое занятие.

Тип занятия: Урок совершенствования знаний, умений и формирование общих, профессиональных компетенций.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное, информационно-коммуникационные.

Место проведения: кабинет № 40 «Сестринского ухода при различных заболеваниях и состояниях»

  1. Учебная цель: обучение студентов составлению плана сестринского ухода за пациентами пожилого и старческого возраста при патологии органов дыхания и эндокринной системы.
  2. Развивающие цели: формирование у обучающихся навыков самообразования, стремления к более качественному овладению знаниями, развитие речи, мышления, памяти.
  3. Воспитательные цели: воспитание чувства сострадания и уважения к жизни и здоровью пациентов , привитие умений учебной работы и коллективного труда.

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

  1. особенности фармакотерапии;
  2. возрастные изменения бронхо-легочной системы;
  3. этиологию, клинику, лечение, профилактику хронического бронхита;
  4. этиологию, клинику, лечение, профилактику острой пневмонии;

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

  1. составить план сестринского ухода за пациентами при острой пневмонии, хроническом бронхите.
  2. обучить родственников уходу за пациентом при заболеваниях органов ыхания.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий;

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными; ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП. 02. Анатомия и физиология человека;

ОП.03. Основы патологии;

Особенности течения болезней у взрослых.

Возрастные изменения, происходящие в процессе старения.

Приложения к методической разработке:

  1. Тестовый контроль по теме: «Сестринский уход за пациентами при патологии органов дыхания».
  1. Задачи на разведение антибиотиков.
  2. Ответы на тестовые задания и задачи.
  1. Методическое обеспечение занятия:
  1. Рабочая программа ПМ.02 МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
  2. Тематический план.
  3. Методическая разработка занятия.
  4. Контрольно-оценочные средства: тестовые задания, задачи.
  1. Технические средства обучения:
  1. Электронные ресурсы:
  1. Презентации;
  2. Видеосюжеты по теме занятия
  1. Материальное обеспечение:
  1. Лабораторные емкости для сбора материала на анализы, бланки направлений на анализы.
  2. Термометр, температурные листы.
  3. Карманные плевательницы, карманные ингаляторы.

Основные этапы занятия

Мотивация изучения темы и актуальность: название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса

Фронтальный опрос для определения исходного уровня знаний

Решение заданий в тестовой форме

Выполнение медицинских услуг

Решение задач на разведение антибиотиков

Подведение итогов. Выводы.

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия

Организационная часть: проверка присутствующих, проверка внешнего вида, готовность обучающихся к занятию, наличие формы, оформление журнала.

Мотивация изучения темы и ее актуальность: название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса.

Контроль исходного уровня знаний.

  1. Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию
  2. Исходный контроль: фронтальный опрос.
  1. Особенности гериатрической фармакотерапии
  2. Возрастные изменения бронхо-легочной системы.
  1. Коррекция знаний студентов.

1) Хронический бронхит: этиология, клиника, лечение.

2) Пневмония: этиология, клиника, лечение.

3) Уход за пациентами при заболеваниях органов дыхания.

Решение заданий в тестовой форме (приложения 1, 2).

Выполнение медицинских услуг:

  1. Подготовка пациента к сбору мокроты на общий анализ.
  2. Подготовка пациента к сбору мокроты на микрофлору.
  3. Проведение дыхательной гимнастики; применение карманного ингалятора.
  4. Осуществление ухода за пациентом при лихорадке.
  5. Подача пациенту кислорода при помощи маски и носовой канюли.

Решение задач на разведение антибиотиков (приложение 3)

Подведение преподавателем итогов занятия.

  1. Резюмирует содержание занятия.
  2. Отвечает на вопросы.
  3. Дает оценку работы бригады.

4) Отмечает подготовленность студентов.

Сестринский процесс при болезнях органов дыхания

Органы, участвующие в дыхательном процессе человека, — дыхательные пути, легкие и плевра — предназначены для обеспечения кислородом и выведения углекислого газа. Дыхательные пути включают в себя начальный отдел — полость носа человека, гортань — отдел соединения глотки с трахеей, трахею — дыхательный отдел (трубку), ведущий от гортани к бронхам, и бронхи — отдел, соединяющий трахею с легкими. Основную функцию дыхания выполняют легкие, а плевра — это оболочка легких. Для лечения заболеваний органов дыхания, как и любых других болезней, необходимо обследование, то есть первый этап — субъективный опрос больного. Какие жалобы могут быть у пациентов: жалобы на сухой кашель или с мокротой, при этом обязательно следует уточнить у больного характер мокроты: слизистая или гнойная, какой цвет, запах, обильность, периодичность; жалобы на боль в груди, при вдыхании, при кашле и т.д.; жалобы на одышку — следует уточнять периодичность и связь с нагрузками на организм; жалобы на нехватку воздуха — уточнение периодичности; выделение при откашливании сгустков крови; повышенная температура тела; прочие жалобы (потоотделение, бессонница, мигрень и пр.). Изучение истории болезни, а именно давность начала заболевания, при каких обстоятельствах, с какой интенсивностью болезнь развивается, частота рецидивов, виды обследований — вся эта информация помогает поставить правильный диагноз. Помимо истории болезни опрос должен строиться на анамнезе, а именно информации о возможных патологиях дыхательных органов, какие больной перенес заболевания в детстве и на протяжении всей жизни, какова наследственность пациента, похожие хронические заболевания у близких родственников. О вредных привычках — курении, употреблении спиртного — пациент должен рассказать при субъективном опросе. Условия проживания, как семейные, так и материальные, должны быть раскрыты пациентом. Наличие аллергии, в том числе и на внешние факторы — пыль, пыльца и т.д. После опроса сестринский процесс переходит непосредственно к физическому осмотру пациента. Прежде всего, в положении лежа больному проводят осмотр на набухание вен в шейном отделе, обследуют пациента на наличие цианоза, осматривают форму пальцев и ногтей, грудную клетку.. Следующий этап при осмотре — пальпация: пациенту давят на места локализации болезни, прослушивают голосовое дрожание и пр. Далее идет перкуссия — анализ звуков при простукивании больных мест пациента. При заболевании органов дыхания сестринский процесс включает процесс аускультации — наблюдение характера дыхания, наличия хрипов, их характера, шума трения плевры и определение участка трения. Сестринское обследование включает в себя анализ лабораторных исследований. Для этого необходимо сделать общий анализ крови пациента, анализ выделений (мокроты) общий и бактериологический, определение чувствительности микрофлоры к антибиотикам, биохимический анализ крови и прочие анализы. Помимо лабораторных исследований пациенту делают рентгеноскопию, рентгенографию, флюорографию, томографию, бронхоскопию и прочие исследования, проведение которых требует применения специальных аппаратов. После сестринского обследования медицинская сестра имеет полную картину всех проблем пациента, после чего она может поставить сестринский диагноз больному. Диагноз медицинской сестры — это ее клиническое предположение, в котором обычно предоставляется описание особенностей имеющейся проблемы или реакции больного на заболевание. Сестринский диагноз может представить общую картину о состоянии пациента. То есть не только физиологическую, но и социальную, моральную и внутреннюю. В сестринском диагнозе указана проблема пациента и причина этой проблемы. Следующая ступень сестринского процесса — разработка методики сестринской поддержки и ухода за больным. Медицинская сестра на этом этапе определяет приоритеты оказания помощи, осуществляет выбор сестринских вмешательств, разрабатывает план ухода за пациентом и предполагаемое выздоровление. В своей стратегии медсестра должна консультироваться со специалистами и старшими опытными сотрудниками. Свое вмешательство в процесс лечения медсестра согласовывает с врачом и с пациентом, обсуждая с последним все мелочи.

Читать еще:  Муколитические средства: список препаратов и их действие

Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых
методическая разработка на тему

Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

(Обособленное подразделение № 4)

для проведения практического занятия

по ПМ. 02 МДК.02.01. Сестринский уход

при различных заболеваниях и состояниях

Сестринский процесс при заболеваниях

дыхательной системы у взрослых

на заседании ЦМК ПМ СД

Протокол № ____ от ___________ 2016

Председатель ЦМК
_________/ Ободникова М.В.

ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП № 4

от « » ______________ 201__г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502)

Заместитель директора ОУ

Семанина Е.Н., преподаватель профессиональных модулей

Методические материалы предназначены для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело по профессиональному модулю ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Методическая разработка практического занятия составлена на основе рабочей программы ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

В связи с прогрессирующим старением населения, имеющего множественность патологических процессов, возрастает потребность в квалифицированной сестринской помощи данной категории населения, которая является большей частью пациентов в лечебных учреждениях.

Методическая разработка к практическому занятию посвящается проблеме сестринского ухода за пациентами старческого возраста при патологии органов дыхания.

Актуальность данной темы практического занятия определяется многими обстоятельствами. В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых странах, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения лиц пожилого и старческого возраста. Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. В настоящее время заболеваемость у пожилых людей почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста – в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Люди пожилого возраста в 5 раз чаще, чем другие страдают хроническим бронхитом. Смертность от внебольничной пневмонии у пожилых составляет — 30% и занимает 4-е место среди причин смерти больных старше 65 лет. Продолжает расти частота заболеваемости сахарным диабетом. В данной ситуации особое значение приобретает подготовка сестринского персонала, так как именно на медицинских сестер возлагается основная нагрузка по уходу за больными.

В результате этого возникла необходимость в подготовке медицинских сестер, знающих возрастные анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, особенности течения болезней, методы исследования, лечение и уход за пациентами с целью сохранения максимально возможной самостоятельности и независимости пациента в повседневной жизни. Медицинская сестра должна уметь убедить пациента в необходимости сохранения независимого образа жизни и обучить приемам самообслуживания в пределах возможного. Специалисты сестринского дела должны уметь обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека.

Методическая разработка практического занятия для преподавателя включает материалы по методике преподавания «Проведение сестринского ухода при патологии дыхательной системы у взрослых» . Приложения включают в себя тестовый контроль знаний, задачи, рекомендации по подготовке домашнего задания, список литературы для подготовки обучающихся к занятию.

Для вовлечения всех обучающихся в процесс планирования ухода за пациентами и для освоения компетенции ОК 6. «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», индивидуальный опрос чередуется с фронтальным. Такая форма опроса может способствовать активизации опрашиваемых, вовлечения их в творческий процесс планирования, повышает инициативу, развивает опыт профессионального общения.

  • демонстрация группового решения профессиональных задач по планированию ухода за пациентами при заболеваниях органов дыхания, на основе анализа полученных знаний;
  • демонстрация работы в команде, закрепление умений межличностного профессионального общения; расширение межпредметных и внутрипредметных связей

Тема занятия: Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых.

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Форма обучения: очная.

Время занятия : 1,5 ч. (90 мин).

Форма проведения занятия: практическое занятие.

Тип занятия: Урок совершенствования знаний, умений и формирование общих, профессиональных компетенций.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное, информационно-коммуникационные.

Место проведения: кабинет № 40 «Сестринского ухода при различных заболеваниях и состояниях»

  1. Учебная цель: обучение студентов составлению плана сестринского ухода за пациентами пожилого и старческого возраста при патологии органов дыхания и эндокринной системы.
  2. Развивающие цели: формирование у обучающихся навыков самообразования, стремления к более качественному овладению знаниями, развитие речи, мышления, памяти.
  3. Воспитательные цели: воспитание чувства сострадания и уважения к жизни и здоровью пациентов , привитие умений учебной работы и коллективного труда.

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

  1. особенности фармакотерапии;
  2. возрастные изменения бронхо-легочной системы;
  3. этиологию, клинику, лечение, профилактику хронического бронхита;
  4. этиологию, клинику, лечение, профилактику острой пневмонии;

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

  1. составить план сестринского ухода за пациентами при острой пневмонии, хроническом бронхите.
  2. обучить родственников уходу за пациентом при заболеваниях органов ыхания.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий;

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными; ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП. 02. Анатомия и физиология человека;

ОП.03. Основы патологии;

Особенности течения болезней у взрослых.

Возрастные изменения, происходящие в процессе старения.

Приложения к методической разработке:

  1. Тестовый контроль по теме: «Сестринский уход за пациентами при патологии органов дыхания».
  1. Задачи на разведение антибиотиков.
  2. Ответы на тестовые задания и задачи.
  1. Методическое обеспечение занятия:
  1. Рабочая программа ПМ.02 МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
  2. Тематический план.
  3. Методическая разработка занятия.
  4. Контрольно-оценочные средства: тестовые задания, задачи.
  1. Технические средства обучения:
  1. Электронные ресурсы:
  1. Презентации;
  2. Видеосюжеты по теме занятия
  1. Материальное обеспечение:
  1. Лабораторные емкости для сбора материала на анализы, бланки направлений на анализы.
  2. Термометр, температурные листы.
  3. Карманные плевательницы, карманные ингаляторы.

Основные этапы занятия

Мотивация изучения темы и актуальность: название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса

Фронтальный опрос для определения исходного уровня знаний

Решение заданий в тестовой форме

Выполнение медицинских услуг

Решение задач на разведение антибиотиков

Подведение итогов. Выводы.

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия

Организационная часть: проверка присутствующих, проверка внешнего вида, готовность обучающихся к занятию, наличие формы, оформление журнала.

Мотивация изучения темы и ее актуальность: название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса.

Контроль исходного уровня знаний.

  1. Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию
  2. Исходный контроль: фронтальный опрос.
  1. Особенности гериатрической фармакотерапии
  2. Возрастные изменения бронхо-легочной системы.
  1. Коррекция знаний студентов.

1) Хронический бронхит: этиология, клиника, лечение.

2) Пневмония: этиология, клиника, лечение.

3) Уход за пациентами при заболеваниях органов дыхания.

Решение заданий в тестовой форме (приложения 1, 2).

Выполнение медицинских услуг:

  1. Подготовка пациента к сбору мокроты на общий анализ.
  2. Подготовка пациента к сбору мокроты на микрофлору.
  3. Проведение дыхательной гимнастики; применение карманного ингалятора.
  4. Осуществление ухода за пациентом при лихорадке.
  5. Подача пациенту кислорода при помощи маски и носовой канюли.

Решение задач на разведение антибиотиков (приложение 3)

Подведение преподавателем итогов занятия.

  1. Резюмирует содержание занятия.
  2. Отвечает на вопросы.
  3. Дает оценку работы бригады.

4) Отмечает подготовленность студентов.

Сестринский процесс при болезнях органов дыхания

Органы, участвующие в дыхательном процессе человека, — дыхательные пути, легкие и плевра — предназначены для обеспечения кислородом и выведения углекислого газа. Дыхательные пути включают в себя начальный отдел — полость носа человека, гортань — отдел соединения глотки с трахеей, трахею — дыхательный отдел (трубку), ведущий от гортани к бронхам, и бронхи — отдел, соединяющий трахею с легкими. Основную функцию дыхания выполняют легкие, а плевра — это оболочка легких. Для лечения заболеваний органов дыхания, как и любых других болезней, необходимо обследование, то есть первый этап — субъективный опрос больного. Какие жалобы могут быть у пациентов: жалобы на сухой кашель или с мокротой, при этом обязательно следует уточнить у больного характер мокроты: слизистая или гнойная, какой цвет, запах, обильность, периодичность; жалобы на боль в груди, при вдыхании, при кашле и т.д.; жалобы на одышку — следует уточнять периодичность и связь с нагрузками на организм; жалобы на нехватку воздуха — уточнение периодичности; выделение при откашливании сгустков крови; повышенная температура тела; прочие жалобы (потоотделение, бессонница, мигрень и пр.). Изучение истории болезни, а именно давность начала заболевания, при каких обстоятельствах, с какой интенсивностью болезнь развивается, частота рецидивов, виды обследований — вся эта информация помогает поставить правильный диагноз. Помимо истории болезни опрос должен строиться на анамнезе, а именно информации о возможных патологиях дыхательных органов, какие больной перенес заболевания в детстве и на протяжении всей жизни, какова наследственность пациента, похожие хронические заболевания у близких родственников. О вредных привычках — курении, употреблении спиртного — пациент должен рассказать при субъективном опросе. Условия проживания, как семейные, так и материальные, должны быть раскрыты пациентом. Наличие аллергии, в том числе и на внешние факторы — пыль, пыльца и т.д. После опроса сестринский процесс переходит непосредственно к физическому осмотру пациента. Прежде всего, в положении лежа больному проводят осмотр на набухание вен в шейном отделе, обследуют пациента на наличие цианоза, осматривают форму пальцев и ногтей, грудную клетку.. Следующий этап при осмотре — пальпация: пациенту давят на места локализации болезни, прослушивают голосовое дрожание и пр. Далее идет перкуссия — анализ звуков при простукивании больных мест пациента. При заболевании органов дыхания сестринский процесс включает процесс аускультации — наблюдение характера дыхания, наличия хрипов, их характера, шума трения плевры и определение участка трения. Сестринское обследование включает в себя анализ лабораторных исследований. Для этого необходимо сделать общий анализ крови пациента, анализ выделений (мокроты) общий и бактериологический, определение чувствительности микрофлоры к антибиотикам, биохимический анализ крови и прочие анализы. Помимо лабораторных исследований пациенту делают рентгеноскопию, рентгенографию, флюорографию, томографию, бронхоскопию и прочие исследования, проведение которых требует применения специальных аппаратов. После сестринского обследования медицинская сестра имеет полную картину всех проблем пациента, после чего она может поставить сестринский диагноз больному. Диагноз медицинской сестры — это ее клиническое предположение, в котором обычно предоставляется описание особенностей имеющейся проблемы или реакции больного на заболевание. Сестринский диагноз может представить общую картину о состоянии пациента. То есть не только физиологическую, но и социальную, моральную и внутреннюю. В сестринском диагнозе указана проблема пациента и причина этой проблемы. Следующая ступень сестринского процесса — разработка методики сестринской поддержки и ухода за больным. Медицинская сестра на этом этапе определяет приоритеты оказания помощи, осуществляет выбор сестринских вмешательств, разрабатывает план ухода за пациентом и предполагаемое выздоровление. В своей стратегии медсестра должна консультироваться со специалистами и старшими опытными сотрудниками. Свое вмешательство в процесс лечения медсестра согласовывает с врачом и с пациентом, обсуждая с последним все мелочи.

Читать еще:  Можно ли делать ингаляции при температуре

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

План лекции:

1. Острый ринит: определение, причины, пути передачи инфекции. Уровень заболеваемости. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

2. Острый отит. Определение, клинические проявления, лечение, сестринский процесс.

3. Острый ларинготрахеит: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Варианты клинического течения. Клинические симптомы ларингита без стеноза и со стенозом (по степеням), осложнения, принципы лечения, оказания неотложной доврачебной помощи и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

4. Острый бронхит: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Виды бронхита. Бронхиальная обструкция. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

5. Острая пневмония. Определение, клинические проявления, принципы лечения, сестринский процесс.

1. Острый ринит – острое воспаление слизистой оболочки полости носа.

Этиология:

· Вирусы (риновирусы, аденовирусы и т.д.)

· Бактериальная флора присоединяется позднее.

Пути передачи инфекции:

· Контактно-бытовой (при прямом контакте или непосредственном загрязнении окружающих предметов носовым секретом).

Клиническая картина.

Инкубационный период короткий _от 1 до 2-х дней.

У детей раннего возраста заболевание протекает довольно тяжело:

· Ребенок вялый, сон беспокойный, непродолжительный

· Т о тела обычно субфебрильная.

· Носовое дыхание затруднено, из носа водянисто-слизистые выделения, затем – густые слизисто-гнойные

· Нарушено дыхание через нос и сосание

· Небольшая гиперемия небных дужек.

· Возможны рвота и диспепсические расстройства.

У недоношенных и новорожденных детей ринит часто протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ.

У детей старшего возраста:

· Обильные выделения из носа.

· Выраженная субфебрильная Т о тела (иногда на протяжении 7-10 дней).

Осложнения:

· Воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, ларингит, бронхит, синусит)

· Катаральный или гнойный отит

Основные принципы лечения:

1. Жаропонижающие средства: парацетамол, нурофен и т.д.

2. Капли в нос: сосудосуживающего действия (0,05% раствор нафтизина, називин), противовирусного действия (лейкоцитарный интерферон), антисептического действия (2% раствор колларгола, 20% раствор сульфацила натрия, 4% раствор протаргола), иммуностимулирующего действия (0,01% раствор тимогена, «Пиносол»).

3. Отвлекающие процедуры: ножные и ручные ванны.

Острый отит

это острое воспаление среднего уха. Чаще болеют отитом дети первых 2-х лет жизни. Заболевание чаще регистрируется в зимне-весенний период, может возникать как самостоятельное заболевание, но чаще осложняет течение других заболеваний (ОРВИ, корь, скарлатина, ангина и т.д.)

Этиология:

· В-гемолитический стрептококк группы А

Клиническая картина.

Основные клинические проявления:

· Общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди.

· Боль в ухе покалывающая, стреляющая, пульсирующая, иногда иррадиирует в шею, зубы.

· Резкая боль при надавливании на козелок уха.

· При осложненном течении с перфорацией барабанной перепонки – выделение серозного или слизисто-гнойного содержимого, иногда с примесью крови.

· При отоскопии: гиперемия или выбухание барабанной перепонки, отсутствие ее подвижности и светового рефлекса, перфорация барабанной перепонки, гноетечение из барабанной полости.

· При тяжелом течении отита могут присоединиться менингеальные симптомы (рвота, судороги, напряжение большого родничка и т.д.)

Осложнения:

· Перфорация барабанной перепонки.

· Снижение слуха при повторных отитах.

Прогноз.

В большинстве случаев благоприятный, но могут отмечаться рецидивы отита и осложнения в виде мастоидита, антрита.

Основные принципы лечения:

1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные.

2. Антибактериальная терапия (при тяжелом и осложненном течении).

3. Местное применение обезболивающих и противовоспалительных средств (при неосложненных отитах):

· С помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств – софрадекс, отипакс, отинум, этакридина лактат, отолган, отофа.

· Сосудосуживающие капли в нос.

· Тепло на ухо (согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс).

· Физиотерапия: УФО, УВЧ.

· При значительном выпячивании барабанной перепонки и подозрении на скопление гноя, проводится парацентез врачом-отоларингологом.

Профилактика.

· Оберегать ребенка от контакта с больным ОРВИ.

· Своевременно санировать полость носа.

· При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.

· Систематически проводить закаливающие мероприятия

Острый ларинготрахеит

это острое воспаление слизистой оболочки гортани и трахеи. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, ветряной оспы и т.д.)

Этиология:

· Вирусы (парагриппа, гриппа, кори, аденовирусы и т.д.)

· В-гемолитический стрептококк группы А

Клиническая картина.

У детей старшего возраста и взрослых заболевание протекает без стеноза и характеризуется следующими признаками:

· Грубый кашель «лающего» характера.

Обычно заболевание длится до 7 дней и при своевременном лечении заканчивается выздоровлением.

  • внезапное начало на фоне ОРВИ, чаще ночью
  • лающий кашель,
  • инспираторная одышка
  • возраст ребенка чаще с 6 месяцев до 2 лет

Различают четыре степени стеноза:

1-я степень (компенсированный круп):

  • Кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий
  • Осиплость голоса
  • Инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при беспокойстве, плаче, физической нагрузке).

2-я степень (неполная компенсация):

  • Состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость
  • Голос осипший, кашель резко лающий
  • Дыхание шумное, стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).
  • Цианоз носогубного треугольника (особенно при беспокойстве ребенка)

3-я степень (декомпенсированный круп):

  • Состояние ребенка тяжелое, беспокойство сменяется заторможенностью, адинамией
  • Периоральный цианоз в покое, при беспокойстве – генерализованный
  • Дыхание ослаблено
  • Изменения ССС: тахикардия, снижение АД

4-я степень (асфиксия):

  • Крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность
  • Аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание
  • Изменения ССС: АД резко снижено, брадикардия, пульс нитевидный, едва пальпируется
  • Периодически возникают судороги

Доврачебная помощь при стенозе гортани:

  1. Вызвать бригаду скорой помощи
  2. Взять ребенка на руки, успокоить, доступ свежего увлажненного воздуха.
  3. ВВЕДЕНИЕ НАФТИЗИНА
  • ингаляция 0.025% нафтизина

5 минут через небулайзер (1 мл 0.05% нафтизин растворить в 1 мл 0,9% раствора NaCl)

  • при невозможности ингаляции введение через нос (в одну ноздрю с запрокинутой головой залить)

0,2 мл 0,05% нафтизина (дети до 1 года), 0,3 мл до 2 лет, разведенного 2 мл воды об эффективности свидетельствует появление кашля.

  1. Ручные и ножные ванны
  2. Теплое щелочное питье

Острый бронхит

это воспалительный процесс, локализующийся в слизистой оболочке бронхов и сопровождаемый выделением слизи. Поражение бронхов часто сочетается с поражением трахеи, что приводит к развитию трахеобронхита. Иногда при бронхите поражаются мелкие бронхи и бронхиолы, тогда он протекает с явлениями бронхиолита и бронхопневмонии. Бронхит часто возникает как осложнение какой-либо инфекции (ОРВИ, корь, грипп и т.д.).

Этиология:

· Вирусы гриппа, парагриппа, респираторно-синтициальной инфекции и т.д.

· Бактерии (пневмококки, стафилококки, гемофильная палочка и т.д.)

· Хламидии, микоплазма, цитомегаловирус (особенно часто в последнее время)

Клиническая картина.

· Повышение Т о тела в течение нескольких дней.

· Катаральные явления со стороны носоглотки и зева (отек, гиперемия, насморк, першение в горле).

· Неприятные ощущения за грудиной.

Основные признаки бронхита:

· Фебрильная Т о тела, умеренно выраженная интоксикация.

· Кашель вначале сухой, надрывистый, болезненный, усиливающийся по ночам, с 5-го дня кашель становится влажным с отделением слизистой мокроты, обычно она вязкая, беловато-желтоватого цвета, иногда гнойная, а при сильном кашле может быть с прожилками крови.

· Дети раннего возраста откашливаемую мокроту проглатывают, поэтому она нередко выводится у них с рвотой.

· В легких прослушиваются сначала сухие хрипы, затем они приобретают влажный характер (среднепузырчатые).

Бронхиальная обструкция

  1. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить данное состояние

· Вынужденное положение сидя

· Одышка с затруднением и удлинением выдоха

· Шумное свистящее дыхание

· Может быть цианоз

Основные принципы лечения острого бронхита:

1. Постельный режим на период лихорадки, в дальнейшем щадящий с удлиненным сном.

2. Диета по возрасту, кормить по аппетиту, обильное теплое витаминизированное питье (клюквенный и брусничный морс, соки, компоты, чай с лимоном, щелочные минеральные воды и т.д.).

3. Лекарственные препараты:

· Противокашлевые препараты (при сухом мучительном кашле): либексин, тусупрекс, паксиладин, тусин, фалиминт, колдрекс и т.д.

· Муколитики (при появлении мокроты): Мукалтин, мукодин, мукосол, отвары грудного сбора.

· Антибиотики (при затяжном и рецидивирующем течении и у детей раннего возраста).

· Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).

4. Ингаляции с муколитиками, бронхолитиками, протеолитическими ферментами.

5. Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные обертывания, согревающие компрессы.

6. Физиотерапия: УВЧ, электрофорез с йодидом калия на грудную клетку.

7. Обязательная госпитализация детей с тяжелыми формами заболевания и с осложнениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector