Нарушение фонематического слуха у детей: причины, лечение

Нарушение фонематического слуха у детей

Нарушение фонематического слуха — патология при которой ребёнок не может полноценно выговаривать и воспринимать мозгом отдельные слоги. Так, например, вместо слова «коза» он слышит «коса», вместо «птица» — «пицца».

Эта особенность сильно мешает общаться малышу, в дальнейшем провоцируя развитие множества комплексов. Чтобы избавиться от легастении, необходимо как можно раньше начинать лечение крохи в кабинете логопеда.

Общие сведения

Особенностью заболевания являются отклонения в головном мозге на тех участках, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Все слова состоят из фонемов (слогов). Когда у ребёнка наблюдается нарушение фонематического слуха, он неправильно понимает услышанные слова. Более того, наблюдаются трудности с их произнесением.

Основное развитие закладывается до 3 лет, после этого возраста исправить речевые дефекты гораздо сложнее. Определить наличие патологии может только логопед после беседы с маленьким пациентом.

В России не более 2-3% легастенников, а заболевание у таких малышей выражено не сильно.

Как проявляется нарушение

Несмотря на то, что заболевание идёт из мозга, дети с проявлениями легастении не отличаются по интеллектуальным способностям от сверстников. Проблема кроется именно в неправильном распознавании слов, которые начинаются с одних и тех же букв, при этом имеют похожие слоги.

Такая проблема существенно мешает ребёнку учиться, воспринимать информацию, общаться. Во время разговора малыш может путать буквы и слоги, то же самое происходит при чтении, письме.

Если ребёнок с раннего возраста неправильно произносит фонемы слова, проглатывает окончания или путается во время чтения, можно заподозрить наличие легастении. Однако диагноз должен ставить детский логопед.

Нарушение фонематического слуха у детей развивается по различным причинам. Они могут крыться ещё в перинатальном периоде или в генетическом коде, также среди предрасполагающих факторов специалисты отмечают другие психологические отклонения.

Когда риск развития легастении повышается:

  • тяжёлые внутриутробные инфекции;
  • родовая гипоксия;
  • генетическое нарушение, при котором преобладает только одно полушарие мозга;
  • инфекционные болезни в детском возрасте (например, менингит, энцефалит).

Существует также вторичные нарушения, которые диагностируются у 80-90% всех маленьких пациентов с признаками легастении.

К таким можно отнести:

  • тяжёлые психологические потрясения — невроз, депрессия, длительный страх, утрата близкого человека (особенно, до полного формирования речи);
  • гиперактивность — проявляется неспособностью мозга улавливать большое количество информации, из-за чего ребёнок быстро переключается с одного дела на другое;
  • психосоматические проявления — к ним относятся физиологические расстройства (например, рвота, головная боль, слабость желудка) на фоне психологических стрессов, особенно, у дошкольников перед первыми занятиями;
  • неправильная социальная оценка себя — из-за избыточной критики ребёнок практически начинает верить в свою неспособность что-либо делать.

Чем больше предрасполагающих факторов в жизни малыша, тем выше риск возникновения подобных нарушений слуха.

Симптомы и диагностика

Полноценно определить заболевание может только соответствующий специалист. Для проведения полной диагностики ребёнок пройдёт несколько тестов у логопеда, среди которых написание, зачитывание текстов или повторение информации на слух.

Как проявляется легастения:

  • нарушена мелкая моторика, концентрация внимания;
  • неспособность запоминать большое количество информации;
  • неправильные буквы при письме, их зеркальное отражение, а также изменение последовательности слогов;
  • неумение правильно определить себя в пространстве;
  • отсутствие крепких социальных контактов;
  • сильные сложности во время учебы (особенно литература, русский язык, математика).

Комплекс полученных данных во время диагностики даёт врачу основания поставить диагноз нарушение фонематического слуха. После этого назначается преимущественно коррекционная терапия, помогающая добиться положительной динамики в исправлении патологии.

Исправить нарушение можно только комплексным подходом. Изначально необходимо определить степень заболевания, после чего выстраивать программу дальнейшей терапии. Для этого применяются медикаментозные средства и различные коррекционные уроки.

Медикаментозное лечение

Препараты назначаются только в тяжёлых клинических ситуациях, когда на использование серьёзных лекарственных средств имеются особые основания. Преимущественно назначаются таблетки для терапии сопутствующего психического или психологического отклонения.

При затяжных неврозах и депрессиях показан приём седативных средств, антидепрессантов, лекарств, улучшающих кровоснабжение в голове. Также следует обеспечивать организм ежедневной нормой комплекса витаминов, отвечающих за деятельность головного мозга.

Лекарственные средства должен назначать психолог или психиатр, самостоятельный приём строго запрещается.

Коррекционная работа

Занятия с малышом можно проводить в кабинете логопеда или самостоятельно дома. Они заключаются в восстановлении утраченных навыков разговора, чтения, письма.

Одна из популярных методик

Необходимо написать на листке 5 несложных слов. Несколько раз чётко их проговорить, попросить ребёнка повторять. Затем малыш должен переписывать с бумажки всё те же слова. При каждом правильном написании рядом со словом нужно ставить плюс. Автор методики утверждает, что после 5 плюсов, кроха уже всегда будет писать данное слово правильно.

Максимальное достижение положительной динамики возможно только при комплексном подходе к лечению. Рекомендуется совмещать коррекционную логопедическую работу с медикаментозным лечением, если на то имеется необходимость.

В занятиях с малышом, имеющим фонематическое нарушение слуха, рекомендуется проявлять выносливость и терпение. Не допускается давление на ребёнка, ругань или отчитывание. Следует концентрироваться именно на достижениях, а не на ошибках. Только длительными регулярными упражнениями можно добиться положительного терапевтического результата.

Особое внимание необходимо уделить питанию. Пища должна быть полезной, сбалансированной, содержать большое количество микроэлементов и витаминов. В квартире нужно осуществлять регулярные проветривания, также стоит ежедневно гулять с малышом на свежем воздухе. На улице тоже можно заниматься в форме игры.

Ребёнок должен находиться в состоянии покоя, поэтому изначально необходимо избавиться от психологических проблем, если они имеются. Следует наладить режим дня и отдыха, в доме должен быть положительный эмоциональный фон. Чем легче степень нарушения фонематического слуха, тем выше шансы на полное избавление от патологии.

Прогноз и профилактика

При появлении первых признаков нарушения восприятия и воспроизведения слов, в обязательном порядке следует заниматься с ребёнком. Делать это нужно регулярно, каждый день и каждый час.

Какие методики можно использовать для профилактики:

  • изучать названия и звуки различных музыкальных инструментов, потом угадывать их;
  • акцентировать внимание на разнообразных домашних звуках (например, от стиральной машины, телевизора и других приборов);
  • таким же образом можно слушать улицу (машины, поезда, шум листьев, прибой моря);
  • учиться определять, откуда идёт звук, при этом глаза должны быть закрыты;
  • читать малышу в слух книжки, ритмичные стихотворения;
  • проговаривать различные слоги и слова, при этом показывая карточки с ними;
  • учить маленькие детские песенки, подпевать в такт музыке;
  • запоминать голоса животных.

Конечно, подобные методы профилактики не всегда бывают эффективными. Если у крохи наблюдаются какие-либо отклонения слуха или речи, нужно сразу же обращаться к логопеду, неврологу, психологу. Только комплексный подход, совмещающий в себе лекарственную и методическую терапию, позволит остановить прогрессирование болезни.

В лечении подобных заболеваний важно именно раннее выявление недомогания на первых стадиях, тогда корректировать проблему будет гораздо проще. Немало зависит и от настроя родителей. Тот ребёнок, в которого верят, порой показывает абсолютно немыслимые результаты, неподвластные объяснению ни одной научной литературой.

Нарушение фонематического слуха у детей

Если ребенок плохо говорит, его сложно понять, он коверкает звуки, заменяет один звук на другой, не стоит игнорировать это, оправдывая дефекты возрастом или другими причинами. Не исключено, что у малыша нарушен фонематический слух, и это состояние требует коррекции.

Что это такое

Физиологический слух — это способности слышать, а фонематический — это способность различать определенные фонемы родного языка, анализировать, узнавать их, воспроизводить. Физиологический слух есть у крохи еще в материнской утробе, а вот становление фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные фонемы в дошкольном возрасте.

Читать еще:  Таблетки от насморка и заложенности носа: список препаратов

Считается, что основные этапы становления фонематического (фонетического) слуха у ребенка завершаются к 3-4 годам. Если после 3 лет речь невнятная, скудная, неразборчивая, стоит предположить возможные нарушения фонематического слуха (дислалию).

Не каждый речевой дефект у детей можно считать дислалией. О нарушении фонематического слуха можно говорить при наличии следующих симптомов:

  • нарушено произношение отдельных звуков — звонкость подменяется на глухость, твердость на мягкость, звуки заменяются на похожие;
  • ребенок пропускает согласные в слове, переставляет согласные местами петушок — кепушок, тепушок, дерево — дерела);
  • ребенок с трудом отличает или не отличает схожие по звучанию фонемы (крыса — крыша, сажа — саша);
  • ребенок не может определить слоги в составе слова.

Дети с нарушенным фонематическим слухом пишут неграмотно, путаются с ударениями, поскольку просто не слышат правильного ударения, не дифференцируют место ударения в конкретном слове. У них есть проблемы с согласными на конце слова.

Причины нарушений могут быть как медицинскими, так и педагогическими. К первой группе относятся многочисленные проблемы с центральной и периферической нервными системами. Именно они отвечают за формирование речи, за ее реализацию на протяжении жизни человека. Отрицательно повлиять на нервную систему могут:

  • острые инфекционные заболевания, особенно протекающие тяжело;
  • заболевания органов пищеварительного тракта — нехватка в организме витаминов и минералов приводит к апатии, торможению нервной системы;
  • эндокринные нарушения — работа головного мозга во многом обусловлена гормонами, а потому превышение или низкий уровень определенных активных веществ может вызвать не только нарушение речи, но и умственную отсталость, психические нарушения;
  • тугоухость — нарушение физиологического слуха неизбежно ведет за собой снижение темпов развития фонематического;
  • травмы головного мозга, в том числе родовые, а также нейроинфекции, перенесенные в раннем возрасте (энцефалит, менингит, менингоэнцефалит).

К причинам педагогического и психологического свойства относятся:

  • неблагополучная социальная обстановка в семье;
  • негативный пример (кто-то из родственников говорит с грубыми дефектами);
  • невнимание со стороны взрослых, отсутствие общения.

Учитывая многообразие возможных причин, ребенка в первую очередь нужно показать неврологу, отоларингологу — эти специалисты смогут исключить поражения нервной системы и проблемы с физическим слухом. А потом следует показать ребенка логопеду. Этот специалист сможет определить характер и выраженность дислалии.

Нужно отметить, что все без исключения дети перед началом посещения школы должны проходить обследование для выявления уровня фонемного восприятия. Дети, посещающие садик, проходят такое обследование в плановом режиме несколько раз, в том числе и в подготовительной группе. У дошкольников с 5 лет и старше должны быть навыки распознавания речевых и неречевых звуков, обнаружения определенных звуков в слове, деления на слоги, сформировавшаяся фонетическая ритмика.

Лечение и коррекция

Вопрос родителей, что пропить, чтобы исправить дефекты речи у ребенка, некорректен. От речевых нарушений нет лекарств, а то, что им может назначить доктор, предназначено не для речи, а для улучшения мозгового кровообращения (при патологиях нервной системы) либо для лечения тугоухости (при плохом физиологическом слухе) и т. д. То есть лекарство назначает врач, если обнаруживает, что к нарушению фонематического слуха привели некие биологические причины.

Если у ребенка восприятие фонем и их воспроизведение нарушено по социальным, психологическим причинам, лекарствами проблему не решить, а потому в них нет смысла. И если в первом случае оказывают комплексное лечение (медикаментозное и логопедическое), то во втором — только логопедическое, правда, иногда, без помощи детского психолога или дефектолога не обойтись.

Детям нужны систематические занятия с логопедом и родителями по программе, которую предложит специалист (занятия проводятся в игровой форме, малышу должно понравиться). Также специалист покажет, как делать логопедический массаж и гимнастику, которая целенаправленно тренирует мышцы речевого аппарата.

Занятия с родителями должны стать ежедневными. Они включают в себя игры на распознавание звуков, которые издают предметы (шум воды, шуршание бумаги, звон ключей), постановку правильных ударений в словах. Полезны упражнения на разделение слов на слоги, позднее — с определением ударного. Дошкольника также важно научить слышать отдельные звуки в составе каждого слога. Для каждой из этих задач существуют большие и разнообразные комплексы упражнений, которым обязательно нужно уделять не менее получаса в день.

Полезные советы

Проблем с нарушениями распознавания и воспроизведения фонем обычно не бывает в семьях, где с ребенком разговаривают. С самого его рождения. Нет разницы, о чем говорить с младенцем — о погоде, природе или квантовой физике. Не столь важно, поймет ли он сказанное. Важно, чтобы с рождения ребенок слышал и воспринимал человеческую речь, ее богатые интонации, ритмический рисунок.

По мере взросления малыша ему нужно показывать и рассказывать (обязательно озвучивать), как устроен мир вокруг, как называют те или иные интересующие его предметы, явления, вещи.

Родителям рекомендуется отказаться от «сюсюканья» – если мама коверкает слова с обилием уменьшительно-ласкательных суффиксов (бибичка — машина, манюнька — малыш), то ребенку просто негде взять правильного примера нормального говорения.

О том, как выявить у ребенка нарушение фонематического слуха, смотрите в следующем видео.

Нарушение фонематического слуха у детей: причины, обследование, лечение и коррекция

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример
Читать еще:  Воспалился лимфоузел за ухом: причины, симптомы, лечение

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • “Узнай слово”
  • “Повтори за мной”
  • “Поставь правильно ударение”

Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.

Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

К чему приводит нарушение фонематического слуха у детей?

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня расскажу вам об одной речевой проблеме, которая не особо заметна на первый взгляд. И ей многие родители не придают много значения, мол, само рассосется. Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, это бросается в глаза. Если он не может построить фразу или правильно сочетать слова в роде-числе-падеже, то это тоже трудно не заметить. Но если нарушен фонематический слух, то это остается за кадром .

Как это выглядит со стороны?

Тем более это проявляется не сразу, вначале родители умиляются, как смешно малыш коверкает звуки. В стихах переставляет местами слова, не слышит рифму, говорит “конпот”, “небель”, “поп-корм” и “шаньпунь”. Но когда начинается подготовка к школе, а то и первый класс, то это перестает доставлять положительные эмоции. Потому что возникают большие проблемы с чтением и письмом. Безусловно, некорригированные проблемы из устной речи начинают плавно перетекать в письменную.

Проблема еще в том, что фонематический слух и фонематическое восприятие хорошо формируются у детей в периоды сензитивного развития. В это время психика особо восприимчива к сенсорным воздействиям, ребенок впитывает в себя все как губка без особых усилий. Вместо этого малыша начинают пичкать интеллектуальным развитием, которое совершенно нефизиологично для него в этом возрасте, поскольку нервная система еще не созрела.

Сензитивные периоды для речи

Пока еще не завершился процесс миелинизации нервных волокон, дети не могут воспринять и сохранить полученную информацию в полном объеме, она теряется по пути. А вот сенсорика идет хорошо. Поэтому не надо усиленно заставлять ребенка учить буквы, читать, считать бог знает до скольки и решать примеры, писать целыми страницами. Заниматься нужно совсем другим делом: развивать органы чувств, уметь слышать звуки: речевые и музыкальные, их темп и ритм, различать цвета, формы, размеры, чувствовать запахи, учиться наблюдать за природой, окружающим миром.

Всему свое время, не надо бежать впереди велосипеда. И пытаться раскрыть бутон цветка раньше, нежели он сам развернет свои лепестки. В таком случае дети теряют интерес к процессу обучения. Процесс познания нового у них превращается в неприятную повинность. И вроде смотрят родители, столько было вложено в ребенка, столько потрачено времени и средств, а он никак не оправдывает ожидания. Отлынивает от учебы, просиживает время на уроках, выходя с оттуда с головой, чистой от вложенных в нее знаний.

Речевой слух

Что подразумевается под понятием “фонематический слух”? Он является частью общего слуха. Это умение отличать звуки человеческой речи, своего родного языка, от других звуков. Умение отличать друг от друга слова, которые очень похоже звучат, например “мишка” и “мышка”. Соотносить слово с предметом, его признаками и действиями, вне зависимости, сказаны они тихо или громко, тонким, писклявым голосом или грубым, низким. А также понимать разницу между словами, которые звучат одинаково, но обозначают разное. Например, “мой” — “мой руки” и “мой мяч”.

Читать еще:  Можно ли делать массаж при простуде и насморке

Фонематическое восприятие — это умение воспринимать звуковой ряд в целом и каждый звук, каждую фонему по отдельности. Это очень важно для обучения грамоте, когда приходится постоянно делать звуко-буквенный анализ и синтез. При письме мы как бы кодируем язык. Переводим его из одной системы, звуков, воспринимаемых человеком через уши в систему печатных знаков, букв, которые мы воспринимаем зрительно. При чтении мы наоборот занимаемся расшифровкой, переводя печатные знаки в звучащую речь.

Проблемы в будущем

Взрослые люди, пройдя процесс обучения, делают все это автоматически и неосознанно, на подкорке. И им кажется, что это легко. Однако это не совсем так. Особенно сложно дается процесс шифровки и кодировки детям с различными речевыми патологиями, при которых нарушается фонематический слух. А это практически во всех случаях речевых нарушений, кроме простой и физиологической дислалии. При ФФН, ОНР, дизартрии — наиболее часто встречающихся ТНР фонематический слух всегда страдает особенно сильно.

Если фонематический слух не сформировался в полном объеме до 1 класса, то ребенку будет сложно учиться. Его будет преследовать постоянный неуспех при чтении и письме. Он не будет успевать за одноклассниками:

  • ошибки,
  • зачеркивание и грязь в тетрадях,
  • медленное чтение,
  • неполное понимание смысла прочитанного,
  • плохо понятое задание учителя неправильно выполняется.

Все эти проблемы накапливаются как снежный ком, растут из класса в класс и не проходят сами по себе.

Нужна квалифицированная помощь логопеда, чтоб понять что и как нарушено у ребенка. Где он допускает ошибки, какие пробелы в знаниях и как преодолеть проблемы в письменной речи. И чем раньше придет помощь, тем больше шансов у ребенка преодолеть нарушения фонематического свойства. И меньше получить вторичных и третичных наслоений, таких как не успеваемость по русскому языку, психологический дискомфорт, неврозы и психосоматику.

На этом заканчиваю писать эту статью, в последующих расскажу об этапах развития фонематического слуха, о фонетико-фонематическом недоразвитии речи и о звуко-буквенном анализе и синетезе. Следите за новостями, подписывайтесь на обновления блога. Дделитесь своими впечатлениями и опытом в комментариях, рекомендуйте в соцсетях друзьям и знакомым. Всего хорошего, успехов!

Нарушение фонематического слуха. Кто сталкивался?

Продублирую ещё раз темку.

Вопрос мамочкам, у кого деткам ставили такой диагноз. Как выходили на нормальную речь?

Много букв, наша мини-история и большой вопрос.

К сожалению, сколько неврологов мы перелопатили, все направляют только на ээг и по его результатам назначают лечение. И все по одной и той же схеме.

Начну с того, что мой ребёнок в 4 года не разговаривает. Начали мы наблюдаться с этой проблемой у неврологов с 2,8 и почти ни в чём они нам не помогли. Разве что, раз ээг у нас было в норме, то причиной нам ставили тонус всего тела. Плюс к этому у сына короткая уздечка под языком. Массаж+ электрофорез+ курс таблеток тонус нам, конечно, облегчили. Плюс в это время мы занимались с психофизиологом- девушка в основном работает с аутистами, глухонемыми детками. Наши занятия были направлены на вытаскивание произвольной речи. Она во время занятий делала массаж, акупрессуру (нажимание точек на теле для стимуляции разнообразных процессов), играла с ним, залезала в рот, чтобы расшевелить язык. Таким образом мы избавились от необходимости подрезать уздечку. Язык зашевелился и мы наконец-то его увидели высунутым (никогда ребёнок не высовывал язык, не мог).

При этом в Центре речи нас просто разводили на бабло. Отдавали 8 тысяч в месяц за занятия с дефектологом- результата ноль. Я, иногда посещая занятия, задавалась вопросом- почему дефектолог с моим ребёнком просто рисует и лепит? В общем, мы с радостью покинули этот центр и вот всю осень у нас был какой-то застой. Кстати, летом мы месяц жили на море с подругой и её сыном- это нам дало большой сдвиг. Марк начал говорить много коротких слов и составлять из них фразы (типа «мама, дай ещё»). К слову, с умственным развитием нет никаких проблем, и с понимаем обращённой речи. Т.е. выглядит он абсолютно нормальным, развитым по возрасту мальчиком, понимающим всё, но который просто не говорит.

Немного отойду от текста: как же бесят «умные» мамаши! Ну почему-то, куда бы мы не пришли, например, на детскую площадку, везде найдётся мамочка, которая, увидев неговорящего ребёнка, начинает ахать и охать, ставить диагнозы и раздавать советы. Ненавижу из-за этого детские площадки всем сердцем! Вот какое им дело? Детям весело, дети не замечают дефекты друг друга. Дети- всё-таки самые добрые люди, которым не важно, что что-то с тобой неправильно..

Всю осень мы продолжали занятия с психофизиологом, хотя она нам особо уже не нужна. Произвольная речь есть, теперь нужно было двигаться дальше. Но куда? Не найдя грамотных врачей, это очень сложно. Столько денег выкинуто впустую.

Буквально на прошлой неделе меня нашла женщина- логопед. Её муж работает с нашим знакомых. Короче, узнала про нашего сына и решила помочь. Позвонила мне, дала контакты дефектолога. Это оказалась просто чудесная женщина и она, придя к нам, пообщавшись с Марком, сделав разные тесты, осмотрев его, сразу предположила наш диагноз. У неё у самой ребёнок необычный, с дцп. И она в своё время столкнулась с отсутствием грамотных неврологов, массажистов и остеопатов в нашем городе. Отправила нас в питерский неврологический центр. Называть не буду, чтоб не посчитали рекламой. И нам просто несусветно повезло- раз в месяц врачи из этого центра приезжают в Химки и 2 дня ведут приём. Но запись за месяц и всё забито. Я позвонила за день до их приезда и оказалось, что один ребёнок заболел. Нам досталось его место. Это было в субботу. За 2 часа мы прошли три обследования. ЭЭГ, УЗДГ, АСВП, ну и консультацию невролога. Невролога выбирали тоже по рекомендации. В общем, наконец-то нам нашли конкретную причину. У сына нарушение фонематического слуха. Т.е. сигнал от услышанного слова у обычного человека доходит до мозга за 7,5 милисек., а у него чуть дольше. Из-за этого слово «по пути» ломается и превращается в кашу. Этой же кашей он и говорит с нами. Т.е., говоря просто, что слышит, то и говорит. Обычно при таком диагнозе у детей большая проблема с пониманием речи, но, к счастью, нас это обошло стороной. Наконец-то нас обнадёжили, что это лечится. Главное, это собрать все силы и начать активно лечиться и заниматься, не тянуть. Всё-таки возраст уже 4, три года до школы. Назначили курс препаратов на полгода, обязательно занятия с логопедом, дефектологом, бассейн, режим дня, и реабилитационные курсы на специальном аппарате, тренирующем фонематический слух.

Если я всю осень прорыдала, то сейчас, зная уже конкретную причину и что это реально исправить, собираюсь с мыслями и силами. Муж мой- просто золото, очень поддерживает и не даёт мне раскваситься!

Хочу найти мамочек, у кого была или есть такая проблема. Каких результатов достигли? Что помогло, а что нет? Может быть, дадите какие-нибудь советы? Буду признательна!

Девочки, если вы замечаете, что с вашим малышом что-то не так, не останавливайтесь на одном специалисте, ищите хорошего и грамотного. Мы вот и к самой лучшей (по отзывам мамочек) ходили, но в нашем случае она не помогла, назначала то же, что и все. Я очень рада, что мы, наконец-то, попали к замечательным врачам и дефектологу! И очень важно начинать как можно раньше. Если бы я знала про них года 3-3,5 назад, возможно, Марк уже вовсю бы болтал.

Сто лет тут не писала. Как-то этими проблемами непонятными было тяжело поделиться. Сейчас хочу найти «единомышленников».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector